СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. В формировании качественной образовательной среды помогают современные педагогические технологии, некоторые из них мы рассмотрим ниже.
Проблемный диалог
Технология проблемного диалога является одной из самых эффективных технологий, позволяющих сформировать потребность и выйти на тему и цель урока. Уроки начинаются с проблемных ситуаций, которые можно разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением». Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение ребёнка в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) – универсальная технология, которую можно применять на разных этапах урока. Если педагог ей владеет, то он может формировать сразу у детей и познавательную активность, и смысловое чтение, и учебную мотивацию, и мыслительную деятельность.
Технология ТРИЗ применима в любых программах и предметах. Проблемная и игровая форма методов и приёмов ТРИЗ позволяет вовлечь всех без исключения учащихся в учебную деятельность. Можно использовать в классе на уроке и во внеурочное время.
Проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность на уроке позволяет удовлетворить высокие познавательные интересы детей с признаками одаренности, а детям группы риска помогает повысить мотивацию к учебной деятельности на основе проблемно-поискового характера обучения. Целью такой деятельности является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения.
Исследовательская деятельность всегда направлена на разрешение некой учебной (жизненной) проблемы, имеет несколько этапов. На этапе осмысления высока активность одаренных школьников, на этапе выдвижения гипотез каждый ребенок имеет возможность предложить свой вариант решения проблемы. При этом важно дать возможность детям самим разобраться, какая из предложенных идей наиболее оптимальная. На этапе совместного проведения исследования у детей появляется возможность установить доброжелательные взаимоотношения для достижения общей цели исследования. Одаренные – с удовольствием оказывают помощь своим сверстникам. Дети с ОВЗ получают необходимые учебные знания, опыт общения.
Проектная деятельность на уроке и внеурочных занятиях строится с учетом индивидуальных познавательных интересов детей. Обучающиеся с ОВЗ привлекаются к совместным проектам. Во время реализации проекта все дети получают результат, чувствуют себя взрослыми, способными приносить реальную пользу.
Благодаря формирующему оцениванию ученик научится понимать свои учебные достижения и трудности, планировать учебные результаты, решать проблемы, работать в сотрудничестве. Ученики, работая в группах и парах, постоянно осуществляют оценивание с позиции ученик-ученик, а не учитель-ученик. Такое оценивание способствует у обучающихся формированию внутренней оценки своей деятельности на уроках.
Работая в группах, используя приёмы ФО, отмечается вклад каждого ученика в общее дело.
|
Полезная литература по теме: | ||
Проблемный диалог | Формирующее оценивание | ТРИЗ | Проектно-исследовательская деятельность |
Конспект урока русского языка с применением технологии формирующее оценивание |
Проектно-исследовательская деятельность Проект "Влияние шума на организм человека" Проект "Полезные и вредные мультфильмы" |